примерная схема организационной структуры предприятия
Примерная схема организационной структуры предприятия & Сертификат качества европейского центра сертификации
ГРАФИК ГАНТА СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВИЗИИ = Перейти к содержанию учебника = Информация, релевантная Примерные схемы составления служебных инструкций
Соотношение организационной структуры предприятия и оргструктуры управления. Важнейшие характеристики организационной структуры. Критерии оценки рациональности оргструктуры. Формальная организация. Процесс формирования оргструктуры управления и его этапы. Чем определяется качество оргструктуры любого типа? Классификация различных типов структур управления. Наиболее распространенные подходы к ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Портал Management-Books 2014
ведомость проемов пример
простофайл предприятия примерная схема организационной структуры
Схема 30. Пример организационной структуры Например, X может представлять бухгалтерскую функцию. В мо-. мент создания организации X мог составлять свои указания, отдавать их Л на согласование и затем передавать В. Когда бухгалтерские процедуры сформировались окончательно, А смог делегировать X полномочия на передачу указаний непосредственно В с целью экономии времени. Тем не менее, если В считает, что инструкции, получаемые от X, не согласованы с замыслами А, или неправильны в каком-то другом отношении, он может опротестовать решения X, В может обратиться к А, который один имеет право указывать В и может урегулировать возможный конфликт между двумя подчиненными. Подчиненному нет необходимости прямо отвечать за выполнение инструкций перед теми, кто их издает. Однако принцип единства руководства может нарушаться ради достижения лучшей координации. Например, X может быть главой финансовой службы, а У специалистом по финансовым операциям в отделе, руководимым В; X может быть уполномочен определять методы выполнения У своей работы. X и В будут затем совместно оценивать работу У, давать ему задания и решать вопрос о его служебном перемещении. Подобная ситуация может быть весьма деликатной, поскольку она зависит от того, есть ли согласие между X и В. А.В.Шегда. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Учебное пособие, 1998 - перейти к содержанию учебника Примерные схемы составления служебных инструкций СПЕЦИАЛИСТ ПО КАДРАМ
Примерные схемы составления служебных инструкций: Вариант А 1. Функция (цель работы). Общее описание рассматриваемой ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ Вариант А 1. Функция (цель работы). Общее описание рассматриваемой должности, краткое и четкое изложение основных задач. 2. Служебные обязанности иили ответственность. Основные конкретные обязанности и виды ответственности данного должностного лица. 3. Полномочия (или границы полномочий). Границы, в которых исполнитель может действовать при выполнении своих обязанностей: точная степень власти или полномочий должностного лица. 4. Взаимосвязи. Взаимоотношения, жизненно важные для выполнения работы руководителя. Иногда описание ограничивается взаимосвязями в пределах фирмы, на одном уровне с данным должностным лицом, с вышестоящими руководителями и подчиненными. 5. Другие разделы (стандарты исполнителя). Вариант Б 1. Название должности перед кем ответственен, дата утверждения. 2. Перечень основных обязанностей под названием Ответственен за 3. Специальные обязанности задачи, стоящие несколько в стороне от главной сферы деятельности, но требующие особого внимания. 4. Ограничения полный перечень тех вопросов, непосредственно относящихся к сфере деятельности данного руководителя, но для решения которых у него нет полномочий или которыми он не должен заниматься, так как ими занимаются другие. 5. Подчиненные список непосредственных подчиненных. 6. Функциональные контакты деловое сотрудничество с другими руководителями или со штабными службами для координации деятельности в общих областях. 7. Комитеты перечисление всех комитетов, в которых руководитель (менеджер) должен состоять в качестве постоянного члена, кооптированного члена или без права голоса. Большое число современных инструкций критикуют за то, что они неадекватны действительности. В немногих из них уделяют внимание целям должности, еще реже тому, как должно оцениваться выполнение работы. Недостаточно внимания уделяется процессу принятия решений, поэтому многие положения инструкций не позволяют однозначно определить, какие полномочия делегированы данному должностному лицу, а какие остаются за вышестоящим руководителем. Возникает попутно вопрос: если руководитель должен одобрить решение или утвердить его, если политика фирмы определяет цели, пути и средства принятия решения, а решение должно быть согласовано с некоторыми должностными лицами, то какие же именно полномочия по принятию решений переданы подчиненному? В какой-то мере помогает ответить на него такая примерная схема ответственности. Должность Руководитель отдела маркетинга Кому подчиняется Зам. директора по общим вопросам Ответственность в данном примере разнообразна и охватывает: общее руководство и координацию отделов рекламы и сбыта; доведение политики и решений совета директоров до руководства отделов сбыта и рекламы; разъяснение политики совета директоров руководству отделов рекламы и сбыта, когда эта политика неясна; объяснение действий подчиненных, которые не должны выходить за рамки политики, утвержденной советом директоров; периодическую проверку организации работы отделов сбыта и рекламы с целью минимизирования издержек; представление на одобрение совета директоров таких изменений в политике сбыта, рекламы или распределения, которые диктуются результатами исследований или изменениями условий сбыта; представление совету директоров отчетов о текущем положении в области сбыта и анализ эффективности сбыта и рекламы; подготовка бюджетов затрат на сбыт и рекламу, переговоры и установление контактов с агентами по рекламе для обеспечения максимальной отдачи от затрат на рекламу, выполнение обязанностей члена совета директоров. Непосредственное подчинение выглядит в таком ракурсе: менеджер по сбыту, менеджер по рекламе и менеджер по исследованию сбыта. Главная цель делегирования полномочий и ответственности сделать возможной децентрализацию управления организацией. С этой точки зрения децентрализацию можно .ассматривать как систематическое делегирование полномочий пс разделениям организации, а централизацию как тенденцию лишать этих полномочий. К сожалению, эти понятия остаются только приближенными к реальной действительности концепциями. Реальная жизнь, конечно же, богаче, она нередко преподносит предпринимателю, менеджеру более сложные, чем в концепциях управления, ситуации, требующие оперативного разрешения. Инструкциями их нельзя предвидеть. Компания, высшее руководство которой считает ее децентрализованной, может показаться постороннему человеку или работникам нижестоящих уровней в высшей степени централизованной. Имеются различия между децентрализацией и созданием отделений. Хотя создание отделений способствует децентрализации, эти процессы могут идти и независимо друг от друга. Однако отделению не может быть предоставлена полная автономия. Например, отделению не может быть позволено вести компанию к банкротству или расти в ущерб ей как единому целому. Центральный аппарат, как минимум, должен утверждать цели каждого отделения, так как они должны соответствовать общим целям; утверждать организационную структуру отделения; контролировать наличие денежных средств, патенты и его финансовую деятельность.
УПРАЖНЕНИЕ 4.1. Вертикальные коммуникации 6. Известно ли мне примерное распределение времени (в процентном отношении), необходимое для выполнения предстоящих дел? 7. Готов ли я к возможным трудностям (кризисам) при выполнении работы? 8. Предусмотрено ли мною резервное время для непредвиденных случаев? 9. Принимаю ли я надлежащие меры против помех, отрывающих меня от работы? 10. Не слишком ли много деловых визитов или служебных Описание функционирования систем удобно осуществлять с помощью схем и структур. Помимо того, что одна картинка заменяет тысячу слов, схемы и структуры позволяют оценить сложность ситуации и наметить пути ее изменения. Например, легче нарисовать, что такое винтовая лестница, чем объяснить это на словах. Роль схем при анализе сложной ситуации состоит в следующем: - процесс построения схем
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СХЕМ Характеристика простых моментов процесса управленческого труда. Информационная природа управленческого труда. Виды разделения управленческого труда. Управленческий персонал. Классификация управленческого персонала в зависимости от функциональной роли в процессе управления. Примерные затраты времени на выполнение различных видов управленческого труда. Типы менеджеров. Классификация руководителей в ПРИМЕР 5.ТЕСТ НА ЭТИКУ ОРГАНИЗАЦИИ
Важность определения полномочий: для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения. Каждый работник организации должен понимать, что от него ожидают, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Этому способствует соответствующая справочная литература и инструкции по СХЕМА ВЛИЯНИЯ. ПОТЕРИ ВРЕМЕНИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
подарочный сертификат на ужин в ресторане
В отличие от системных карт на схеме влияния показаны не только элементы и компоненты системы, но и их отношения, указанные стрелками. На рис. 20 представлена схема влияния между компонентами организации. Р и с. 19. Системная карта {foto18} Обозначения: более сильное влияние {foto19}более слабое влияние Р и с. 20. Схема влияния Схема отношений. Схема отношений позволяет увидеть отношения Один из простейших методов, используемых менеджерами при составлении планов действий, это график Ганта. Разработанный Генри Гантом в начале этого века, график Ганта это контрольная схема, на которой по горизонтали отмечают время, а по вертикали виды деятельности или задания. Горизонтальные квадраты представляют собой сроки выполнения каждого задания, а дополнительные пометки в каждом 26. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
Целью данного упражнения является формирование у студента в процессе анализа кей-ситуации знаний о коммуникационном процессе и его роли в деятельности организации. Задание. Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индивидуализмом. По отношению к человеку для многих американских менеджеров свойственен подход как к рабочей силе. Традиционные info@management-books это сведения о каком-либо явлении или объекте. По предназначению информация может быть: открытая, для служебного пользования, секретная, совершенно секретная, секретная особой важности соответствующие
Осуществляет контроль за своевременным исполнением распоряжений, приказов и поручений начальника отдела управления персоналом и службы управления персоналом. Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений и установленную документацию по кадрам. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствие с трудовым законодательством, приказами, положениями и инструкциями начальника Многие ситуации повседневного бизнеса нелегко квалифицировать по признаку правильнонеправильно, они скорее находятся в промежуточной, серой области. Чтобы продемонстрировать комплекс моральных дилемм, поджидающих американца XX в., ниже приведен ненаучный тест на уклонение. Не стремитесь набрать высокую сумму баллов. Не в этом суть. Просто ответьте на вопросы и подсчитайте результат.
инструкция по режиму мытья посуды
составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
образец заявления на развод и алименты через суд При составлении функциональных планов необходимо отвечать на следующий вопрос: что каждая фирма должна сделать для внедрения общей стратегии корпорации? Таким образом, функциональный план описывает действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства, он обычно содержит перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения. Рассмотрим составление предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока Исследование организационных структур предполагает анализ степени централизации управления предприятием. Для отечественных предприятий эти вопросы имеют особое значение в связи с проводимой программой приватизации и акционирования. Высокий уровень концентрации производства приводит к неповоротливости, косности и бюрократизации управления. И наоборот, разукрупнение предприятий, создание мелких предпринимательских структур обеспечивает лучшую приспособляемость к требованиям рынка, запросам покупателей. Положительные моменты мелкого и среднего предпринимательства состоят в том, что гиганты индустрии начинают копировать характерные приемы деятельности мелких фирм или активно вовлекать их в свою работу. Важным направлением совершенствования организационного строения предприятия является (когда это возможно) выделение подразделений предприятия в самостоятельные структуры. Формы организации при этом могут быть различными: центры прибыли, стратегические центры хозяйствования и т. п. Самостоятельность предполагает сохранение роли центрального руководства в области стратегического планирования и контроля, целостности всего производственного организма. К недостаткам централизации управления относятся снижение гибкости, рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации, удлинение сроков принятия решений. Поэтому многие фирмы используют различные варианты децентрализации. Так, центральный отдел снабжения фирмы для обеспечения гибкости снабжения фабрикам и заводам делегирует определенные права, которыми они могут пользоваться. Например, они уполномочены делать небольшие заказы с указанием конкретной суммы; срочные заказы в чрезвычайных условиях (случае угрозы остановки производства); заявки на мебель и оборудование для квартир, принадлежащих компании; заказы на подписные издания и книги; заказы на личные приобретения работников и т. д. Делегирование этих прав является основой для нормальных взаимоотношений производства с центральным отделом снабжения. Если фирма состоит из ряда независимых производств, то возможна максимальная децентрализация. Фирмы, стремящиеся к росту в рамках одной отрасли, склонны сохранять функциональную централизованную организацию, в то время как диверсифицированная фирма организует децентрализованные отделения по ггродукту или географическому признаку. Второй вариант децентрализации централизованная координация и децентрализованное руководство. При таком варианте каждое отделение есть хозрасчетным элементом оргструктуры, но центральные штабные службы обеспечивают централизованную координацию, исходя из общей политики компании. В целом здесь преобладает элемент централизации. В то же время в фирме-конгломерате, где взаимозависимость между отделениями незначительна, штаб-квартира просто следит за тем, чтобы отделения полностью использовали свои ресурсы и чтобы их планы были обоснованы и осуществимы. Иначе говоря, отделения просто утверждают в штаб-квартире фирмы основные проекты капитальных вложений, изменения рынков и продукции, назначения на ключевые посты. Когда фирма разделена на звенья, действующие независимо, необходимо добиться слаженной работы ее подразделений. Достижение координации предполагает установление формальных связей между подразделениями и их сотрудниками. Отношения внутри организации аналогичны типу организационной структуры. Так, подчиненность работников формирует линейную связь, или отношения между руководителем и подчиненным. Линейным отношениям уделяется особое внимание потому, что они способствуют установлению системы функциональных связей в организации, подчиненность каждого исполнителя, ответственность за координацию работы всех подчиненных (схема 30). В случае расхождения во мнениях их общий руководитель^ должен урегулировать спор. Характерно, что между специалистом, уполномоченным выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации и представителями отдельных стрзастурных единиц возникают функциональные отношения. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т. п. Высшее руководство может удерживать какую-то часть полномочий или в некоторых случаях передавать часть этих полномочий другим руководителям, с тем чтобы они могли влиять на деятельность данного предприятия. Так, X может участвовать в принятии решений, относящихся к тем видам деятельности, которые подчинены управляющему В. Возможны примерно такие варианты действий в управленческой структуре: а X может получить некоторую власть над У с тем, чтобы облегчить координацию функций, выполняемых X и У в масштабах компании; б X может получить полномочия на проверку работы отделов В, С, П и давать рекомендации А по вопросам, связанным с координацией отделов В, С, В; в В может не разрешить выполнять те или иные виды деятельности, которые логически должны были бы находится в его ведении. X может выполнять эти виды деятельности от имени В, чтобы обеспечить, например, экономию от централизации снабжения; г X может просто обеспечивать А и В информацией, например, исследовательскими данными по рынку сбыта. Во всех этих случаях говорят, что X имеет функциональные отношения с В, Особый вид отношений отношений управленческого аппарата возникает в ситуации представления чьих-либо прав и полномочий. В данном случае должностные обязанности состоят в предоставлении рекомендаций и советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями, как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия начальника управления, заменяя его на какой-то период времени. При этом численность личных помощников может отражать способность руководителя делегировать полномочия. Однако, если такие помощники специализируются на отдельных сферах предпринимательства, например по сбыту, другой по финансам и т. д., то полномочия руководителей соответствующих подразделений могут быть подорваны. Существует также немалая опасность, что личный помощник будет злоупотреблять своим положением, пользуясь пол- номочиями, на которые он не имеет официального, формального права и таким образом неофициально приобретает дополнительные власть и влияние. Функционирование организации обязательно предполагает существование латеральных отношений двух типов. Скажем, вполне реальны коллегиальные отношения между служащими работниками одного отдела, подчиненными одному начальнику, и параллельные отношения, вызванные необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими работниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях. Описанные отношения, как правило, могут быть формально определены и записаны в должностных инструкциях. Однако люди, находящиеся примерно на одном иерархическом уровне, устанавливают неофициальные контакты, чтобы скоординировать свои индивидуальные усилия. Руководитель производства в одном отделе связывается со своим коллегой в другом отделе, чтобы урегулировать проблемы между отделами. При незначительных разногласиях урегулирование общих проблем для двух отделов путем назначения специального координатора было бы пустой тратой времени и средств, поэтому для решения этих проблем и устанавливаются существуют неформальные отношения связи. Это горизонтальные отношения, часто поощряющиеся с целью сведения к минимуму бюрократической волокиты. В менеджменте различают отделы, которые создают и реализуют продукцию, и те, которые обеспечивают специализированные услуги. Чтобы разграничить эти две группы подразделений используются термины линейный и штабной, хотя предпочтительнее термины, оперативный и специализированный, так как линейные отношения существуют и в каждом специализированном отделе. В фирме нередко возникает конфликт между штабным и оперативным персоналом, особенно когда специалист, скажем У, подчинен не руководителю подразделения, в котором он работает В, а главному специалисту в штаб-квартире X. Подчинение специалиста руководителю оперативного подразделения может повлечь за собой снижение его квалификации, ограничить его независимость и ослабить координацию данной функции в масштабе фирмы. Одно из возможных решений применение концепции двойного подчинения. Она более работоспособна применительно к инженерным службам и менее эффективна для таких функций, как организация труда, совершенствование управления и др.